По кастингу №5 текста планируется немало, а работы у меня тоже много, так что сколько дней буду писать этот отзыв, не знаю. Но до следующей субботы обещаю управиться.
Я так и знала, что если предыдущий кастинг мне очень понравился музыкальной составляющей, то в следующем за ним будет повышенная концентрация циркачества. Так оно и оказалось. Впрочем, спасибо, что и про музыку не забыли. Первая часть выпуска меня бесила капитально; вторая же очень подняла настроение; и этот переход от бешенства к наслаждению был самым резким за все время, что я смотрела Х-Фактор.
Много озвученных ранее мыслей возникло повторно.
Опять в этом выпуске иностранцы пели, а украинцы выпендривались. Список целей, с которыми люди приходят на Х-Фактор, расширился. Попасть в телевизор, чтобы что-то доказать бабушке (что именно, я уже забыла). "Спихнуть" кому-то свою песню (мне, как автору-текстовику, почему-то стало очень обидно за слово "спихнуть"). Показать свою непревзойденную оригинальность мотоциклом на сцене (кстати, не ново - были же раньше на сцене мотоциклы!) Наконец выскочить из зала на сцену вообще непонятно зачем - просто потому, что вдруг переклинило: "Мне тоже надо побывать на этой сцене" (вот где Юля наконец показала hard - это был такой hard, что всем hard'ам hard!). В общем, в целях что угодно, только не музыка.
Боюсь, не окажутся ли на прямых эфирах одни иностранцы? Это будет не то что грустно - это будет стыдно!
С продвижением авторских текстов продолжается балаган. Снова с грустью вижу, насколько не ценят себя реально талантливые (судя по песням) люди.
А теперь - свежие мысли.
Х-Фактор вообще шоу западное. Когда-то я читала хвалебные отзывы об украинском Х-Факторе, что он в своей стране гораздо популярнее западного аналога. На самом деле хвалиться тут особо нечем. Просто на Западе шоу-бизнес работает совсем не так, как у нас. У них больше ставится цель зарабатывать музыкой - и у них реально зарабатывают музыкой. Х-Фактор задуман как проект, ищущий незамеченные ранее таланты с целью дальнейшей работы с ними для последующего зарабатывания денег.
Как построено шоу?
Первый этап - кастинги. Серые, невзрачные, никому не известные, может, раньше вообще не певшие личности приходят пробовать силы. Жюри оценивает их вокал, решают, стоит ли пропускать дальше.
Второй этап - тренировочный лагерь. Участники проходят испытание на умение быстро срабатываться с людьми, в том числе и с такими, которые могут оказаться крайне неприятными. Вокальная задача усложняется тем, что уже не сам участник выбирает себе песню, а ему говорят, что петь. Плюс выясняется, какой у человека уровень работоспособности - да-да, кто хочет заработать, должен вкалывать и не ломаться, этот принцип родом из западных краев.
Третий этап - дома судей. Участник более близко знакомится со звездной жизнью. Но и тут выходит, что для того, чтобы прикоснуться к роскоши, о которой мечтается наряду со славой, популярностью и деньгами, сперва надо потрудиться; и трудятся многие, а достигают цели единицы. Участникам показывается горькая правда: в шоу-бизнесе можно одним махом потерять все, к чему шел долгое время.
Наконец четвертый этап - прямые эфиры. На каждом - разные задания, исполняются песни в разных стилях. Это позволяет продюсерам четко определить, для какого стиля наиболее годится участник. Чем дальше человек проходит, тем более он гибкий, и тем выгоднее с ним работать, так как можно лепить из него что угодно.
По такой схеме и в Украине проходили первые сезоны. Я упустила из виду момент, как и когда Х-Фактор у нас перестал быть промежуточным этапом карьеры артиста. У нас прямые эфиры - это уже и есть карьера. Вот только нельзя же быть артистом, когда "выплываешь" на чужом, перепеваемом репертуаре. И потому появление все большего количества авторских песен и опытных в музыке участников просто неизбежно.
Вчерашний выпуск все это ярко проиллюстрировал. Участники кастинга претендовали на уже готовых артистов, уже выбравших себе и музыкальный стиль, и сценические образы; судьи лишь указывали им на недочеты в проделанной работе.
Для тех из них, кто прошел дальше, не теряет смысла тренировочный лагерь - оценить свои физические силы и психологические качества. Для них не теряют смысла дома судей - справились с трудами, значит, милости просим на звездный Олимп. А вот прямые эфиры смысл теряют. Когда есть свои какие-то наработки, есть ли нужда перечеркивать все это и "плыть" на чужом? Не логичнее ли продолжать разрабатывать свое?
Х-Фактор уже деформировался по сравнению с первыми сезонами, начиная с кастингов. Это, как говорил Олег Семенович Ладыженский, "не хорошо и не плохо - это факт". И я прогнозирую, что проект будет деформироваться и дальше, подстраиваясь под реалии нашей страны. И рано или поздно изменятся сами прямые эфиры.
Правда, последний сезон, который я смотрела, был четвертый. Слышала, что уже в проекте было много изменений - посмотрим, каких именно. Но в целом я совсем не против, чтобы Х-Фактор стал конкурсом не для учеников, а для профессионалов.
А из предыдущей мысли вытекает другая, касающаяся написания песен, особенно текстов. Если уж на Х-Факторе настолько приветствуются авторские песни, то закономерно возник некоторый спрос и на авторов. Мне только интересно: а нельзя ли показать судьям свои тексты как-нибудь, чтоб не выходить на сцену петь? Написание текстов - задача скорее литературная, чем музыкальная, так что текстовикам необязательно уметь петь. Мне и в голову не приходило самой исполнять свои песни. А вот другие люди, как я вижу, додумались до такого и пришли на Х-Фактор. Хорошо спели - хорошо, прошли дальше. Плохо спели - сделали из них клоунов; а песенками тем не менее некоторыми заинтересовались.
Шанс для авторов - это тоже очень даже неплохо, но пусть бы это было не так балаганно. Да, пусть отдельным проектом; да, пусть в формате шоу; но чтобы это было правильно законодательно, с учетом всех авторских прав, и вообще более цивилизованно, а не так, как происходит вот уже пятый кастинг. Если создадут такой проект - я первая побегу участвовать!
Еще один прогноз от меня.
В этом сезоне победит Меладзе. Неважно, какая категория ему попадется.
Я же еще летом, во время кастингов, читала его интервью, где он и не скрывал, что уже некоторых участников готов продюсировать (или как-то так, я дословно не помню). И только вчера до меня дошло: да, он мужик, настолько тертый в шоу-бизнесе, что он готовился к работе с участниками уже тогда, когда остальные члены жюри еще только учились выбирать достойных. Это в первую очередь касается Юли и Антона; Андрею, конечно, опыта тоже не занимать, но он более требователен к участникам - ему выбор сделать, наверно, труднее, чем Константину.
Я не помню, на чьем выступлении меня вчера так осенило, но какое-то шестое чувство подсказывает: на тот момент, еще тогда, летом, Меладзе уже выбрал себе подопечных во всех категориях и был абсолютно готов к прямым эфирам. Оказался не на шаг, а на все пять шагов впереди своих коллег по судейскому столу - значит победит. И посмотрим, какая из меня Ванга.
Теперь некоторым участникам на орехи.
Алла Медведева
Мне тоже бросилось в глаза, что она явно переигрывает. И почему-то я так и знала, что скажет об этом Данилко! Как в воду глядела!
Парень из зала
Честно говоря, до сих пор есть подозрения, что эта выскочка действовала по сценарию. А сомнение в номере вызвали слова Антона: "Я видел, он там сидел". Антон всех зрителей запоминает? даже таких типичных, без каких-либо выдающихся внешних признаков? Ой, не верится!..
Впрочем, если это действительно была продуманная постановка, то креативщики шоу недаром едят свой хлеб.
А с другой стороны - на Х-Фактор столько дебилов приходит, что можно ожидать любой выходки, которая станет шоу-приколом без всяких сценариев.
Юлиана Вельдман
Показалась мне интересной с точки зрения психологии.
Наблюдаю у некоторых людей такой себе "принцип маятника". Человек жил какой-то одной крайностью, потом ударился в другую крайность, прямо противоположную. Была "гадким утенком"? Можно же в определенный момент перестать им быть без погружения в распущенность. Но у Юлианы вышло - как у многих - из одной крайности в другую. И хорошо, что она осознала, что однажды переросла занятие стриптизом; человек, который осознает, что он что-то перерос - взрослеет. Я уверена, что Юлиана перерастет и сексуальность в музыке, то есть, поймет или почувствует, что эти вещи, в общем-то, не обязательно нуждаются в соединении. Произойдет это не сейчас, и может, не через год, а еще лет через пять-десять, но рано или поздно произойдет непременно - маятник, качнувшись в обе стороны, остановится посредине между крайностями. Будет первоклассный автор, это уже видно по ее песне; но пока Юлиана тратит время и энергию на необязательные - не скажу ненужные, а именно необязательные - вещи.
Так это я собственно к чему? Было бы неплохо, если бы и публика взрослела и училась воспринимать музыку в чистом виде, а не вприкуску к сиськам.
Викентий Даль и Дмитрий Далай
Кто-то из жюри сказал слово "сатанисты", а интернет подхватил. Товарищи, да вы настоящих сатанистов не видели! Например, при любом контакте с ними никому не будет смешно...
Эти двое меня очень заинтересовали! И я так хотела понять, что это за их собственный стиль, о котором они заявляли!.. Вообще к этим заявлениям "у меня/нас особый стиль" я отношусь скептически. Особенно когда исполнитель может продемонстрировать лишь одну песню. Говорить о своем стиле можно начинать, когда есть хотя бы альбом. Тут я в пример обычно привожу Сплин. Человек, услышавший одну песню этой группы (особенно из старых хитов), вряд ли воспримет, ибо это нечто странное. Но они писали альбом за альбомом, и сейчас все знают, что это Сплин со своим неповторимым стилем. А тут не то что одна песня - кусок песни... Судьям больше повезло, а что делать зрителям?
Правда, у этого дуэта оказалось преимущество перед всеми предыдущими участниками с авторскими песнями. До сих пор мне после выпусков Х-Фактора хотелось только найти исполненную песню в интернете, а у них захотелось послушать целый альбом. Был бы только он у них.
В ролике девушка говорила, что они ничего не боятся. Интересно, мне одной показалось, что на сцене она все-таки испугалась? Испугалась, растерялась и не вытянула роль - стало понятно, что не были собой, а пытались именно играть.
Без обмежень
Вот уж кто понравился так понравился!
Когда рассказали историю группы, я сразу почувствовала что-то свое, близкое, очень хорошо знакомое, и прониклась уважением к коллективу. Они мужественнее Алексея Кудрявцева, например. Потому что одно дело, когда все видят твою травму, так что каждый может понять, войти в положение, оказать посильную помощь. И совсем другое, когда внешне все в порядке, когда в глазах окружающих "жизнь наладилась", парни "перестали заниматься ерундой", "нашли нормальную работу" - и никто не подозревает, какая мука в душе от невозможности заняться творчеством, делом, без которого не можешь жить! Какая это тоска, какая ломка! Не знаю, выдержу ли я в таком состоянии, хватит ли сил подняться после падений, когда подъем сможет дать результаты. Тем больше я радуюсь за эту группу.
Почему я сравниваю их с Алексеем Кудрявцевым? Во-первых, и его, и их показали победителями жизненных обстоятельств, а не жертвами. А во-вторых, я уверена, что и Леша, и Без обмежень будут в прямых эфирах. Если окажется иначе - разочаруюсь весьма.
И да, песня тоже классная! Я тут сколько пишу об участниках, может, где-то забыла, высказавшись о человеке, сказать о его выступлении... А тут прям почувствовала, что упустить из виду песню - это значит непростительно унизить музыкантов.
И напоследок несколько совсем коротких мыслей.
Только Андрей Данилко мог так глубокомысленно поведать о том, что на прошлый кастинг просто проспал!
В субботу я на вечер брала домой работу - надо было складывать несколько бумаг, делая из них такую себе книжечку. И бумаг этих много - на работе у нас всех тошнило от этого складывания. А я думаю: буду совмещать приятное с полезным - и Х-Фактор смотреть, и дело делать.
В тот же вечер пришла подруга. Меня бесит цирк с экрана, а она смеется; а меня еще больше бесит то, что она смеется. Тогда она мне говорит: да ладно тебе, ты с этим цирком сейчас не заметишь, как всю работу доделаешь!..
И ведь была права! Я ее доделала!!!
А все-таки Юля, хоть и выступает за западную музыку, но с русской тоже очень неплохо знакома! И даже вполне ее воспринимает, в чем и выдала себя в этом выпуске! Но это было приятное открытие.
Пока дописывала этот отзыв, на работе у меня нашлась еще одна поклонница группы Без обмежень. Ну, дорогие, пролететь мимо прямых эфиров теперь будет стыдно.
А вот теперь наконец все...