Самые острые вопросы
1. За все время с момента своего воцерковления, а это уже двадцать лет, я по-настоящему устала объяснять всем сознательным патриотам Украины: никакой реальной связи с Москвой я, пребывая внутри своей церкви, никогда не ощущала. Решения, слова, поступки Кирилла здесь никем особо не воспринимались. Вот то, что говорил или решал наш митрополит Киевский – это действительно было важно. И так во всем. Нашим духовным центром всегда был Киев, а не Москва.
Даже когда в Чернигов приехал с проповедью прямо из Москвы тогда еще диакон Андрей Кураев, и после этой проповеди вечером на площади был устроен православный рок-концерт с освящением толпы с воздушного шара – многие черниговские верующие этого не поняли, посчитали странным, отнеслись скептически. Я-то знала, что у них в России вовсю так миссионерствуют, а у нас не прокатило. На том подобные проповеди и затихли.
Единственное, что в церкви действительно было русским – это книги. Иногда – привезенные из самой России. Иногда – наши переиздания русских авторов. И даже то, что издавалось в Украине, редко бывало на украинском языке, и то на украинском были в основном детские книги. По крайней мере, таковой была картина в наших краях.
Но тут уже как человек, занимающийся литературной деятельностью и знающий индустрию не совсем со стороны, могу заверить: до 2014-го года такая ситуация была вообще во всей украинской литературе. Многие наши авторы издавались в России, а в книжных магазинах проще было найти русскую книгу, чем украинскую. Только после 2014-го тенденция начала меняться. Книжные магазины под новые реалии перестроились довольно быстро, и книжный поток из России был перекрыт. С церковной литературой этого не произошло; и это лишь свидетельствует о том, что для церкви литература не являлась бизнесом.
И когда в новостях сообщалось, что в результате обысков в православных храмах и обителях находили пророссийскую литературу – нигде ни разу не назвали годы издания. А ведь это принципиально важно. Я уверена, что это все были нераспроданные остатки старых книг.
Сейчас же тем более такой связи с Москвой нет. Если же кто-то из духовенства сотрудничает с оккупантами, то это его личная ответственность. Доказывайте вину и карайте по закону. Но не надо преступления отдельных личностей переносить на всю церковь – это в корне неправильно.
2. С самого начала войны УПЦ делает шаги по отдалению от РПЦ. Я не понимаю вас, неверующие патриоты: что вам не так? что вас не устраивает?
В первый же день вторжения митрополит Онуфрий публикует обращение, где прямо выступает против военных действий со стороны России и поддерживает Украину – не то. Что не то? Что не так? Не теми словами, какие вы хотели услышать? А вы пробовали вникнуть в суть «не тех» слов?
Епархии УПЦ отказываются от поминовения патриарха Кирилла на богослужениях – опять не то.
Собирается Синод УПЦ и принимает решение об отсоединении от РПЦ – опять не так.
Слушайте, так а что вам тогда будет то и что будет так? Вот ответьте каждый за себя, а не повторите с экрана. Чего, каких шагов вы ждете от церкви, чтобы убедиться, что связи с Россией действительно нет?
Объединения с ПЦУ? Его не будет по причинам, о которых я уже говорила. Церковь, которая про Бога, не соединится с церковью, которая про страну. Служба на украинском языке? Тоже маловероятно; по церковной традиции для богослужения вот уже сколько столетий используется церковнославянский язык. Поменять его – значит изменить традиции.
Ваши варианты?
3. Следующий момент, который меня бесит – требование переименовать УПЦ в РПЦ.
Давайте начнем с того, что УПЦ не является МП, то есть, московским патриархатом. То, что столько лет церковь называли именно так, это заслуга патриарха Филарета, который, основав свою церковь (первую патриотическую церковь в Украине), не догадался дать ей другое название. Назвал свое творение Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата. Тут суть не только в том, что это противопоставление якобы московской церкви. Просто раз объявил себя патриархом, то как бы должен иметь под своей властью патриархат. Логично же?
Ну а чтобы различать две формации с одинаковым названием, к прежней Украинской Православной Церкви прилипла эта приставка МП – московский патриархат. С созданием ПЦУ потребность в ней опять отпала, так как теперь в Украине церкви с разными названиями (спасибо, хоть тут наконец-то додумались назваться по-другому!); хотя «МП» по-прежнему многими употребляется по инерции.
Так на каком основании выдвигается это требование – переименовываться?
Чтобы было нагляднее. Среди моих читателей есть Оксаны? Юрии? А теперь представьте: с вас начали требовать, чтобы вы в паспорте поменяли имена. Оксаны – на Ксению, Юрии – на Георгия. На основании, скажем, того, что ваши нынешние формы имен – производные от Ксении и Георгия.
Представили? Ну как ощущения? Вот такие же ощущения и у верующих от требования стать РПЦ.
4. Давайте разберемся еще с вопросом, кто является верующим. Ну, это к тому, кто собственно должен и имеет право решать церковные вопросы и проблемы.
Разумеется, каждый считает себя верующим. Но тут важно уточнить: верующим во что? верующим какой веры? Если мы говорим о православных церквях, то каждому нужно выяснить для себя, является ли он верующим именно православной церкви. Потому что только православные верующие имеют право в своей церкви что-либо решать.
Есть один простой критерий для решения этого вопроса. Православные верующие – это люди, которые ходят в церковь каждое воскресенье. Либо, в силу каких-то жизненных трудностей, на данный момент не ходят, но тем не менее в их жизни был период, когда они на протяжении минимум года ходили в храм по воскресеньям.
Почему именно такой критерий? Да все просто. «Шесть дней делай дела свои – седьмой же день Господу Богу твоему». Поэтому, кстати, и службы в православных храмах служатся каждое воскресенье. Хотя, еще кстати, как раз в ПЦУ – не служатся. Они и в лаврских храмах не готовы каждую неделю служить, только по большим церковным праздникам. И ладно бы это в каком-нибудь глухом селе, где верующих и не нашкребешь. Но в столице!.. в такой прославленной святыне!..
Верующие, ходящие в храм каждое воскресеньев, все церковные дела, все учение и все правила знают на зубок. Не потому что что-то читают, где-то что-то слышат. А потому что практикуют церковную жизнь. И сколько бы вы, якобы верующие, не изучали религиозные вопросы, вы – всего лишь теоретики. И никак у вас нет преимущества перед практиками.
Да, относительно общего количества населения, православных верующих – процент небольшой. И потому мы имеем сквернейшую ситуацию, когда теоретическое большинство что-то диктует, непонятно на каком основании, практикующему меньшинству. Вам не кажется, что это как-то неправильно, хоть все и привыкли так делать? Последствия вашего слепого вмешательства могут быть катастрофическими. В духовном плане это равноценно тому, как если бы Киево-Печерская Лавра была атомной электростанцией, и вы, вот так же, толпой, пытались бы вытравить оттуда специалистов-атомщиков и водворить дилетантов-теоретиков. Ну да, потому что их больше, и вся Украина считает, что это патриотично.
И за пределами Киева то же самое. Чтобы на Пасху и Рождество отслужили службу на украинском, на которую вы, вот лично вы, вряд ли пойдете – ради этого вы отнимаете храмы у тех, кому они на самом деле нужны каждое воскресенье.
5. В связи с предыдущим пунктом. Дорогие безбожники! Вы хотя бы в комментариях на ютубе и во всяких чатах, сделайте милость, не врите. Да и просто не позорьтесь. Как я уже сказала, вы крайне редко бываете на церковных службах, поэтому ни грамма в них не понимаете, даже если – в лучшем случае – что-то о них почитали, поизучали. Не надо писать, что у вас в селе в таком-то храме постоянно поминают Кирилла. Потому что если вы при этом путаете названия служб, то тем более понятно, что вы вообще не знаете, в какой момент любой из этих служб нужно наставить уши и послушать, имена каких иерархов сейчас будут названы.
Я уже молчу о том, как резко вы забыли о такой теме, как непонятность церковнославянского языка; хотя когда не было причин ругать попов, именно церковнославянскому языку доставалось более всего. Прям чудеса, как он резко всем стал понятен.
6. Еще раз для русских. Для русских православных верующих. Специально. Отдельно.
Вы все еще считаете, что мы с вами (или вы с нами, как вам удобнее) – братья во Христе? Нет, ребята. Все. Поезд ушел. Вы, точнее, ваш патриарх, разрушил это духовное родство. Поймите это наконец. Нам с вами в Царство Божие больше не по пути.
И ваше заступничество за Украинскую Православную Церковь никому из верующих здесь не нужно. Вы своей «защитой» только хуже делаете. Из-за вас и наши власти, и весь неверующий народ думает, что мы с вами по-прежнему в тесной связи. И за это гонят. Если действительно хотите помочь, то лучшее, что вы можете сделать – это позакрывать рты и молчать там, у себя, о бедной гонимой УПЦ.