Начать отзыв можно просто: в этот раз на Сиверских Викингов я наконец-то выбралась! Для посещения выбрала субботу; решила прийти часам к двенадцати или к часу и пробыть до позднего вечера. Надо же было посмотреть FRAM. А поскольку после концерта в программе значился большой костер, то я решила исполнить свою старую творческую задумку: снять крупным планом горение огня для последующего создания фан-клипа, а каких-то личных костров не случалось и не предвиделось.
На запланированный момент выхода из дома пошел дождь – пришлось переждать. Хоть и были организованы автобусы, ходящие непосредственно на мероприятие, я, в целях экономии, вышла на троллейбусную остановку и ехала троллейбусом. Доехала нормально, а вот дойти оказалось той еще проблемкой.
Дело в том, что все нормальные люди знают дорогу к месту проведения феста от гостиницы Придеснянской. И только я, один ненормальный людь, знаю лишь дорогу за Политехом напрямую через лес.
После дождя переться в лес – весьма некомфортный вариант. Я и пошла было к гостинице, но уже на первой развилке растерялась, куда идти. Думала, кого-нибудь спрошу, но не учла одного факта. Прошедший дождь вымыл с улицы все жизнедействующее население – вокруг ни души, спрашивать некого. Я пошла наугад и… вышла к замку, за которым начиналась та самая известная мне дорога через лес. Пришлось топать по ней.
Было это стремно. И думаете, пугали какие-то гипотетические маньяки? Как бы не так! Скользкая грязь (а дорога совсем не ровная), кусючие комары и жгучая крапива – вот реальный кошмар! Однако дошла благополучно, даже ни разу не упала. А вообще, отзвуки фестиваля были слышны уже у замка, так что очень подбадривали.
А теперь – о мероприятиях.
Из боев я увидела частично сражения по два человека, частично – одиночные; на двенадцатки собралось уже много зрителей, так что плохо было видно.
Надо сказать, если ты не участник, а просто зритель, то очень трудно сориентироваться, кто в какой команде, в каком клубе. Просто запоминаешь фамилии и цвет костюма. Так и следишь за боем: о, эти зеленые хорошо бьются! а эти красные какие-то вялые… и так далее.
Правда, одно меня все-таки обескураживает. Уже второй раз на этом фестивале, смотрю эти бои… Да, это мегакрутое зрелище, от которого не оторваться! Но каждый раз я вижу бойню – и не вижу собственно фехтования. Если в настоящем сражении на мечах основная цель нанести рану, то понятно, что боец будет всячески ухищряться эту рану нанести и в то же время не дать ранить себя; в этом случае идет конкретная работа мечом. А здесь – грады ударов и мечом, и щитом, а порой кажется, что бойцу удобнее стукнуть соперника просто кулаком, чем оружием. При таком раскладе, на посторонний взгляд уже даже не принципиально, какое именно оружие в руках – лупят друг друга одинаково. Это несколько снижает интерес. (Даже у детей, игравших деревянными мечами, фехтования было больше). Впрочем, сами бойцы могут ощущать разницу, которой другим не видно; буду не против послушать их опровержения.
Много людей пришло с собаками; позабавило, как с началом боя некоторые собачки активно поддерживали бойцов лаем.
Конное шоу. Красивые черные лошадки. (Или правильно сказать вороные?) Профессиональные наездники-акробаты.
Стоило мне это увидеть, я сразу поняла: цирки с животными никуда не делись. Они просто преобразовались в новый формат.
Было жалко только девочку-всадницу, которая повредила ногу. В этот момент я вдруг поняла, какие необоснованные эти обвинения защитников животных, будто дрессировщики зверей мучают и угнетают. На самом деле человек, отрабатывающий номер с животным, рискует в два раза больше – он может пострадать от животного и может пострадать вследствие собственной ошибки. Также это и двойная ответственность – ведь дрессировщик отвечает за свое животное перед зрителями. И в сумме это выходит такой адский труд, о котором защитники животных (особенно не практикующие, а виртуально-сетевые) не имеют даже приблизительного понятия.
Национальные костюмы у наездников – это тоже, конечно, хорошо; вот только у девушек современные татуировки с вышиванками как-то не вязались.
Прикольно, что во время конного шоу вокруг меня стояли одни пенсионерки, смешно ойкающие на каждом трюке.
Через дорожку от места проведения шоу обнаружился лучный тир. Конечно, я не устояла перед таким соблазном. Правда, отстреляла та-ак плохо, что самой стыдно. Сама себя и разочаровала, и расстроила. До сих пор не могу понять, где я всю сноровку растеряла?
После конного шоу и лучного тира я уже не смотрела ничего кроме боев, а между боями искала сидячие места и отдыхала. Оказывается, если почти целый день стоять у ристалища, то ноги болят еще хуже, чем после дня ходьбы.
И так до самого концерта. Фраму отдельное спасибо за Королеву – лучшую песню в их репертуаре. Фрам в принципе никогда не был в списке любимых групп, да и не скажу, что после этого концерта что-то поменялось, но Королеву я очень ждала! Когда ее объявили, я пошла ближе к сцене, чтобы тоже петь. Рядом кроме меня не пел никто. Было ощущение чего-то неправильного. Как это так: группа исполняет такой хит, а толпа хором не орет?
Круче всего получилось с костром. За время моих посиделок повечерело, похоладало, комары обнаглели, и я уже была бы рада любому костру – не ради видео, а просто погреться. Возле одной палатки (кажется, рыцарской) горел костер, и я ткнулась туда было, еще не зная, как лучше просить: чтоб пустили погреться, а потом спросить разрешения на съемку, или спросить разрешения, а во время съемки заодно погреться. Но получился облом: мужики как раз переодевались, и стало понятно, что ситуация получится неловкой, если излагать такие творческие просьбы полуголым мужикам.
Ладно, думаю, после Фрама обещали разжечь большой костер. Я даже место возле него заняла… Вот только концерт затянулся, костер все не разжигали, а у меня после Королевы и вовсе стало иссякать терпение. К тому же было просто обидно уходить без запланированного видео – когда еще появится такая возможность?.. Я включила наглость и пошла все-таки к рыцарям. Спасибо добрым мужикам – не отказали!
Немного портил настроение человеческий фактор. Какие же у нас все-таки люди!.. Например, у лучного тира: «А почему те стреляли шесть раз, а нам только пять?» А вам это так уже принципиально? Или вот, во время боев рядом со мной маленький мальчик полез на ристалище и уже перекинул одну ногу внутрь. Мне показалось, что у него есть намерение вообще туда спуститься, и я прикрикнула на него – только тогда отреагировали рядом стоящие родители. А если бы я промолчала? Так и было бы пофиг?
Плюс немало огорчила клиентка, позвонившая по рабочему вопросу где-то в начале выступления Фрама. Одна и та же клиентка регулярно звонит мне в мое личное время, при этом никогда не может быстро сказать, что ей нужно – всегда присутствует поток слов не по теме. Я не пыталась скрывать злость, хотя это не поможет. И в то же время не пыталась быстрее закончить разговор. Послушай, думаю, немного ирландского фолка. Ну блин, ну самое подходящее время для рабочих вопросов – вечер субботы!
Но самый крутой негатив получился уже по дороге назад, когда я ехала в фестивальном автобусе. Водитель притормозил у перехода; в это же время кто-то подошел заказать остановку. И тут вдруг снаружи какая-то девка с диким криком стучит в стекло автобуса. Рядом мелькают другие люди – понятно, компания. Я подумала, что это наш водитель кого-то сбил, и насмерть перепугалась. Но потом люди прошли на тротуар, и стало больше похоже на пьяную драку. А орущая девка… пыталась таким образом привлечь внимание? Короче, не знаю, что это было, но меня колотило до самого дома.
Хотя даже этот дурацкий случай не смог полностью вытеснить весь позитив, приобретенный за день.
Несколько организационных моментов.
Организация на высоте. Порадовало, что был предусмотрен самый разнообразный досуг для детей. Порядок на самом фестивале. Даже противные пластиковые будки туалетов, которые я терпеть не могу, в этот раз не напрягали загрязненностью.
Один момент насчет безопасности. Наблюдая за людьми, пришла к выводу, что кроме напоминаний держаться в двух метрах от ристалища, было бы неплохо еще объявлять, чтобы люди не ставили в пределах пяти метров мелкие предметы типа колясок и детских велосипедов. А то ведь может возникнуть ситуация: бойцы падают на борт ристалища, люди, понятное дело, резко отступают, сзади кто-то натыкается на коляску и… имеем дополнительные травмы, которых можно было избежать. А у нас же, если организаторы внимания не заострят, то далеко не каждый своей головой додумается, что ставить такие вещи в местах, где собирается много людей, рискованно – и не только для предмета. Особенно это касается тех, кто приехал на фестиваль просто из любопытства, первый раз, и пока не очень понимает, что именно происходит за этой деревянной оградой.
Особая благодарность организаторам за предоставленную возможность беспроблемно уехать с фестиваля поздним вечером.
И парочка предложений в плане мероприятий – типа на будущее (если, конечно, их еще не было в прошлом).
1. Есть такое боевое развлечение – поединок на бревне. Двое участников с палками дерутся на подвешенном бревне – кто первый скинул соперника вниз, тот и победитель. Так вот, можно было бы устроить нечто подобное для всех желающих, включая детей – только вместа бревна сделать, скажем, невысокий мостик, не узкий, примерно на ширину плеч, а палки обезопасить, сделать более мягкими. Пригодится и тем, кто спьяну пожелает выяснить отношения мордобоем – извольте сделать это культурно, на бревнышке.
2. А эта идея заинтересует в первую очередь начинающих писателей. Инсценировка написанных молодыми авторами боевых сцен. То есть, авторы предлагают свои отрывки, бойцы читают и изображают все именно так, как было написано. Разумеется, в присутствии самих авторов, чтобы замечания на ус мотали. Цель такой работы – определить, насколько достоверен тот или иной эпизод. Писателям это будет полезно, а бойцам и зрителям – наверняка весело.