2 января в Чернигов приезжал известный киевский священник протоиерей Андрей Ткачев. Подробно о его деятельности не расскажу - я его знаю по статьям в журнале Отрок; эти же статьи потом издаются книгами, у меня даже одна такая есть.
Зная, что этот батюшка затрагивает темы, которых рядовые черниговские священники не касаются, я решила задать свои вопросы, на которые пока нигде не находила ответов. Чтоб было удобнее, я их распечатала в таком виде:
Многие люди пришли к вере через какое-то чудесное событие в жизни, и ни у кого нет сомнения, что Сам Бог чудом привел их к вере. Проходит несколько лет церковной жизни, вновь случается событие, которое тоже вроде как бы и чудо – но мы, уже начитавшись умных православных книг о прелести и бесовских искушениях, начинаем умничать, осторожничать, чтоб не оказаться прельщенными – вместо того, чтобы поверить и принять событие, как чудо Божие.
Собственно, об этих умных книгах. Книги о духовной прелести, насколько я знаю, вообще не предназначены для мирян. Зачем врагу искушать мирян знамениями, если он успешно делает это блудом, пьянством, сплетнями, суетой?.. Мы читаем в Евангелии, как Иосифу было во сне указание бежать в Египет; мы также знаем, что Державная икона Божией Матери была обретена благодаря откровению во сне. В то же время нас учат, что нельзя верить снам и явлениям, потому что это может быть от беса. Выходит, что тогда и у тех людей могли быть чудеса, а у нас быть не могут.
Насколько все это правильно? Ведь такой подход заставляет нас не верить в участие Бога в нашей жизни. А если Бог в нашей жизни не участвует, какие же мы тогда христиане?
Изначально вопрос касался тяжелой музыки, но в общем он касается всего искусства.
Из бесед с православными людьми я поняла, что у тяжелой музыки всего два назначения: либо неверующих привести ко Христу, либо верующих увести от Христа. В то же время лично мне известны две ситуации, когда уже верующие люди начинали слушать тяжелую музыку. В первой у человека просто менялись музыкальные вкусы, на духовной жизни это никак не отобразилось – как верил человек раньше, так и продолжает верить. Во второй ситуации тяжелая музыка становилась частью Промысла, играла в жизни человека определенную роль и в итоге веру только укрепляла. Только о таких ситуациях православные почти не говорят, потому что вообще мало говорят о влиянии творчества на людей, верующих давно и отходить от веры не собирающихся.
Почему церковь рассматривает искусство строго с миссионерских позиций? придет человек ко Христу или уйдет от Него, а как жить со Христом и с искусством – об этом ни слова…
Народу на встречу пришло! зал оказался ооочень маленьким! Мое первое впечатление было: да, деловой батюшка - в самом нейтральном смысле слова "деловой".
Записок с вопросами насобиралось столько, что он только на вопросы и отвечал. Из чужих вопросов я ничего нового для себя не почерпнула - все, что батюшка отвечал, уже было знакомо, в том числе и из Отрока. Единственная новость для меня была та, что националисты становятся язычниками. Если посмотреть на это с обратной стороны, то выходит, что язычники - изначально националисты. Посему как-либо спорить с ними на религиозные темы - заведомо бесполезное занятие, так как причины их вероисповедания совсем в другом. Теперь хоть буду знать, как с ними общаться.
А с моими вопросами не повелось. Нет, с первым еще куда ни шло: отец Андрей очень подробно рассказал, как нужно относиться к чудесам, хоть его мысль и свелась к тому, что не надо их желать... А я спрашивала, собственно, об отношении к уже совершившемуся чуду. Впрочем, его ответ лишь убедил меня лишний раз, что у меня действительно было чудо от Бога.
А со вторым вопросом вышло весьма некрасиво. То, что он остался без ответа, ладно. Но то, что из него было прочитано вслух, совсем его исказило. Люди в зале так и решили, что вопрос был о тяжелой музыке - а он был об искусстве в целом. Самый внятный ответ прозвучал фразой: "Не надо ставить вопрос так категорически". Ну да, можно было углядеть в нем наезд на миссионерство. Но я лишь хотела спросить, почему так мало говорят о влиянии искусства на веру тех, кто все равно пребывает в церкви. Вообще у нас становится главным привести человека к вере, а духовная жизнь уже пришедших пускается на самотек. Как хочешь, так и веруй, лишь бы в церкви, а многие ли реально пребывают со Христом?..
Но я готова и дальше говорить на эту тему. И так как я творческий человек, то фактор искусства в этой проблеме меня волнует в первую очередь. Впрочем, может быть, отец Андрей не то что бы обиделся, а просто не был готов ответить на такой вопрос. Ну тогда это поправимо. Он задумается над этим и непременно начнет где-то писать об этом. И если мне действительно нужен будет ответ, Бог даст, я его увижу.
Самое же полезное для меня произошло в конце. Какая-то женщина в зале сказала, что хотела бы ответить тому человеку, который спрашивал про чудо. И, с явным волнением, рассказала, что тоже было у нее чудо, и она не знала, принять ли его, так как тоже начиталась о прелести... И в итоге посоветовала мне то, к чему я в страшных муках подошла сама: случилось - верь. И чего ради было столько времени терзаться сомениями, от Бога или от беса?..
Это для меня была полная неожиданность. Если учесть, что и этот вопрос отец Андрей вслух прочитал кусками, то получается, что человек с нескольких слов понял, что имелось в виду, потому что сам прошел через то же. И когда рассказывала о своем опыте, ну все было так знакомо!.. все мысли и переживания!.. Я не знаю, кто была эта женщина, но хочу ее поблагодарить от всего сердца!